facebooktwittertwittertwittertwitter
triangle
triangle
triangle

Торговые центры Украины. Цифры, факты, тенденции

Развитие современных технологий, уменьшение зон отдыха в городах, нестабильность экономики и ряд других факторов значительно влияют на позиционирование и развитие Торговых центров в нашей стране. Попробуем разобраться в ситуации на украинском рынке и тенденциях двигающих вперед этот сектор коммерческой недвижимости. 

По данным Ассоциации ритейлеров Украины в областных центрах нашей страны насчитывается 119 ТЦ и ТРЦ, общей площадью более 10 тыс. кв.м. из них 39 торговых центров и 80 Торгово развлекательных центров. Общая арендная площадь такой недвижимости составляет 3.2 млн. кв.м., из которых почти 3 млн. это объекты новые или реконструированные за последние 15 лет. 

По данным госкомстата последние два года наблюдается рост розничного товарооборота, что свидетельствует о восстановлении покупательской способности

Также после обвала гривны, минимальная заработная плата в долларовом эквиваленте достигла показателей 2013 года. В целом наблюдается устойчивый рост средней заработной платы по Украине, что несомненно также позитивно влияет на покупательскую способность. 

С некоторым улучшением потребительских настроений ожил и рынок ритейла. Возрос спрос на качественные торговые площади. В 2018 году наблюдается значительное сокращение доли вакантных площадей в торговых центрах. По данным Jll в 1 квартале 2018 года вакантность ТЦ составила 4.5%. 

Еще одним фактором влияющим на вакантность площадей является отсутствие ввода новых Торговых центров в 2017 году. Существенно не повлиял на ситуацию 1 квартал 2018 года, в этот период было введено 34 000 кв.м. торговых площадей в Киеве. В марте этого года открылась первая фаза  ТРЦ Rive Gauche площадью 22 000 кв.м. и Ритейл Парк Петровка площадью 12 000 кв.м. Во втором квартале в эксплуатацию ввели ТРЦ Smart Plaza Polytech площадью 15 000 кв.м. Также до конца года планируется открытие 62 000 кв.м. в ТРЦ River Mall. Несмотря на это, компания JLL прогнозирует дальнейшее незначительное снижение вакантности. 

Во многом благодаря вышеуказанным причинам в Украине наблюдается рост ставок аренды в ТЦ.  В 1 квартале 2018 года этот показатель составлял 6% и около 1000 долларов в год в денежном эквиваленте. 

Тенденции

Эксперты утверждают, что в ритейле будущее за омниканальностью. Правильное сочетание оффлайн и онлайн продаж — главный тренд и залог успеха. Покупатели все больше задаются вопросом где сделать покупки быстро и удобно. Торговые центры же становятся площадкой для проведения досуга, прогулок, развлечений, встреч с друзьями. Шоппинг перестает быть единственной целью посещения торговых центров. 

Зоны “социализации”. Важно чтобы пространство ТРЦ было наммного больше нежели арендуемая площадь. На сегодняшний день это соотношение варьируется в пределах 70/30. К примеру еще 10 лет назад соотношение было 85/15. На западе некоторые ТРЦ строятся уже с пропорцией 50/50. Создание лаунж зон, Shared space, комфортных зон отдыха, в том числе используя прилегающие территории становится важным мировым трендом.

Мультифункциональность. Получение нового опыта — это то к чему стремятся покупатели. Возможность использовать пространство для проведения концертов, сезонных ярмарок, переоборудование боулингов, катков, роллердромов, все это становится необходимостью. 

Логистика и омниканальность. Доля электронной коммерции в разных странах в 2017 году варьирует от 7% до 15%, при этом рост ее к 2025 году оценивается на уровне 40%. Чтобы не остаться за бортом этого тренда стоит рассмотреть размещение  pickup points, pick up in stores, прочих форм получения заказанного online товара в рамках торгового центра. Соответственно для быстрой доставки и эффективной логистики необходима организация складов в непосредственной близости к ТРЦ. 

Персонализированные предложения. Современные условия диктуют необходимость создания персонализированных предложений для покупателей не только от ритейлеров но и от ТРЦ. Для этого нужны данные собираемые в режиме реального времени. Приложения привязанные к геолокации, beacon сервисы, помогут выстроить цепочку взаимоотношений с клиентом.

В заключении отметим, что несмотря на снижение вакантности и повышение арендных ставок, эксперты отмечают что ситуация на рынке остается сложной. Некоторые операторы работают с минимальной рентабельностью, и дальнейшее повышение ставок может заставить их закрыть свои представительства. Ритейлеры с нетерпением ожидают открытия новых качественных торговых площадей с появлением которых, ситуация на рынке может кардинально поменяться.