+38 (044) 351 18 88

facebooktwittertwittertwittertwitter
triangle
triangle
triangle

CEO компании SHEN Сергей Шульга: о ФМ услугах, преимуществах аутсорса, развитии рынка и перспективах автоматизации

Несмотря на популярность таких услуг за рубежом, рынок facility-менеджмента в Украине находится на этапе становления. Международные гиганты делают упор на программные и облачные технологии для управления недвижимостью. Один из национальных операторов группа SHEN также видит в этом перспективу для развития украинского рынка.  В интервью  управляющий директор SHEN Сергей Шульга рассказал о том, какие услуги предоставляет компания для ритейла и предприятий других сфер деятельности, в чем преимущества передачи недвижимости на обслуживание FM-компании, как развивается facility-менеджмент в Украине, перспективах автоматизации рынка, и о том, какие тренды будут преобладать на рынке в ближайшие годы.

— Сергей, расскажите о SHEN и роли развития Facility Management в Украине?  

SHEN — это Facility компания, которая занимается систематическим и координированным управлением объектами, инфраструктурой объектов и  производственным оборудованием для их долгосрочной жизнедеятельности, минимизации рисков и расходов в течение всего жизненного цикла. Проще говоря — это целый комплекс услуг по обслуживанию объектов недвижимости. Основными услугами, которые входят в комплекс FM являются — клининг, охрана, техническое обслуживание недвижимости, кейтеринг, поставка товаров, благоустройство территорий, капитальное строительство, холодоснабжение, кондиционирование, вентиляция и электротехнические работы.  Благодаря системным продуктам даже такие традиционные услуги как клининг трансформируются в высокотехнологичные процессы. Наш рынок не дорос до полностью автоматизированных роботов уборщиков, упаковщиков, охранников и т.д. но уже сейчас мы работаем над тем, чтобы клиент мог в режиме онлайн получать всю необходимую информацию и аналитику по объектам, а мы в свою очередь могли моментально реагировать на изменяющуюся ситуацию в торговом зале, а также анализировать и планировать необходимые работы.

Услуга facility-менеджмента очень популярна по всему миру. По данным IFMA (International Facility Management Association), в 2016 году объем мирового рынка facility-менеджмента составил $1,12 триллиона. Ежегодный рост отрасли составляет около 7-10%. Отдельно хотел бы отметить, что международный ФМ нацелен на автоматизацию всех возможных процессов. Причин для такого развития рынка несколько, жесткая конкуренция на рынке развитых стран, высокие цены на энергоресурсы, рабочую силу, вынуждает компании максимально сокращать расходы без потери качества товаров и услуг, и там где традиционные методы уже опробованы, на помощь приходит именно автоматизация: набирающий популярность Интернет вещей, как основа для “умных” зданий, а также ПО для оптимизации обслуживания и эксплуатации здания являются на данный момент главными трендами.

— Насколько популярна услуга facility-менеджмента в Украине?  

— Пока что она не настолько востребована, как к примеру,  в Европе или на рынке Америки. На украинском рынке не так много компаний, которые предоставляют услуги facility. Есть несколько зарубежных игроков, которые работают прибегая к услугам подрядных компаний. При этом SHEN – одна из немногих национальных компаний, созданная в Украине развивающая рынок facility-менеджмента и предоставляющая услуги своими силами, управляя процессами на основании IT платформы.

— Почему вы так считаете, что ФМ будет активно развиваться?

— Развитие сферы facility в Украине произойдет вместе с повышением конкуренции. Собственники начнут понимать, что более выгодно отдавать непрофильные услуги на аутсорс, получая при этом не только качественные услуги, но и интеграцию всех бизнес процессов в единую систему, благодаря системным продуктам. Одна из наших задач – донести до собственников бизнеса в Украине, что это единственно верный путь.

Время — деньги

— В чем же главные преимущества передачи непрофильных услуг на аутсорс?

— Этих преимуществ много. Главное из них — это ВРЕМЯ, которое освобождается и может использоваться на развитие основного бизнеса. Сейчас многие директора компаний в Украине около 30% своего времени тратят на то, чтобы организовать клининг, провести реконструкцию или ремонт производственных или торговых помещений, проконтролировать цены, сроки и качество выполняемых подрядчиками ремонт и т.д. Facility-менеджмент позволяет освободить это время, чтобы топ-менеджер мог заниматься своей главной задачей – увеличением продаж и прибыльности бизнеса. Кроме того, facility-менеджмент дает возможность бизнесу избежать дополнительных рисков. Содержание объекта недвижимости – это наш профиль. Мы знаем, как это делать, у нас есть специалисты, которые умеют выполнять это качественно, и мы постоянно отслеживаем передовые тренды. При этом затраты на обслуживание спланированы и стабильны, а все риски, возникшие по причине некачественного обслуживания систем, компенсируются FM-компанией.

— Насколько дороже комплексное обслуживание недвижимости, по сравнению с самостоятельным управлением недвижимостью?  

— Все зависит от конкретного случая, но зачастую, заказ услуги facility-менеджмента не влечет за собой роста затрат на содержание недвижимости, а напротив – позволяет сократить расходы. Зачастую клиент считает только прямые затраты и не учитывает расходы на бухгалтерию, юристов, риски, амортизацию зданий и т.д. По итогу услуги facility-менеджмента дают значительную экономию. И при этом мы берем на себя риски, связанные с техническими неисправностями и обеспечиваем контроль качества выполняемых услуг.

— Какие услуги facility-менеджмента уже сейчас пользуются наибольшей популярностью в Украине и кто чаще всего становится заказчиком таких услуг?   

— Среди основных услуг, которыми пользуются заказчики facility в нашей стране – клининг, охрана, техническое обслуживание недвижимости. SHEN предоставляет все эти услуги. Изучаем возможность добавить еще и кейтеринг, так как видим потребность рынка в нем. Что касается заказчиков, то основной пул наших клиентов – это ритейл. Также занимаемся торговой, складской, офисной и промышленной недвижимостью.

Эффективность прежде всего  

— Какими темпами растет компания SHEN и на каких аспектах развития концентрируется?

— Компании растет каждый год уже 11 лет со времени основания, как в выручке, так и в количестве сотрудников. Однако мы сейчас не стремимся увеличить количество сотрудников, акцент делаем на то, чтобы добиться большей эффективности бизнеса. Также двигаемся в направлении диверсификации. Если раньше нашим основным клиентом была корпорация Fozzy Group, ее удельный вес в бизнесе достигал 80%, то теперь она занимает менее 50%. Еще одно ключевое направление развития – это инновации и автоматизация процессов. Мы видим, что с ужесточением конкуренции на рынке, все больше компаний приходит к пониманию необходимости автоматизировать не только финансовые, административные, складские бизнес процессы, но и вопросы связанные непосредственно с обслуживанием объекта недвижимости, где есть возможность для существенной оптимизации работы и экономии ресурсов.

— Как долго работаете и какие основные услуги предоставляете для Fozzy?  

— С Fozzy Group работаем уже семь лет и основной пакет — это клининг и техническое обслуживание недвижимости начиная с замены ламп, и до ремонта кондиционеров, систем вентиляции или оборудования. В сети магазинов Фора нет ни одного специалиста, который занимается техническим обслуживанием. И это правильно, ведь ритейл должен продавать. Компания-подрядчик не просто контролирует качество предоставленных работ, мы даем возможность делать это удаленно в режиме онлайн, с помощью специализированной системы. Мы очень благодарны Fozzy Group за многолетнее сотрудничество, возможность понять рынок  и “набить шишки”:)

-В интервью часто упоминаете, что ваши услуги базируются и управляются на базе автоматизированных систем. Расскажите вкратце об этом  

Вопрос даже не в системе, а  в продукте и бизнес модели. Мы перешли на уровень, когда стандартные ФМ процессы организовываем на базе ИТ платформы. В нашей компании большинство бизнес процессов, как внутренних так и внешних, ход выполнения данных работ, использованные ресурсы, документация, качество, стоимость и удовлетворенность клиента организовывается и контролируется системой. Также благодаря системе мы предоставляем прозрачность и клиент в режиме он-лайн может видеть как обслуживается его недвижимость и оборудование. Раньше люди решали все. Сейчас люди  в связке с ИТ системами делают бизнес эффективным.

-Каковы конкурентные преимущества SHEN?  

Мы работаем только с теми клиентами, с которыми можем вырасти вместе. Когда мы рассматриваем возможный контракт, в первую очередь мы смотрим на перспективы, как для нас так и для клиента, с точки зрения эффективности и той ценности, которую ожидает клиент и которую предоставляет наша компания. Если мы понимаем, что у клиента ценность только снижение цены, мы скорее всего не будем рассматривать данный контракт. Для нас важно, чтобы клиент, который сотрудничает с нашей компанией понимал ценности фасилити менеджмента.

Сдерживающий фактор

— По вашему мнению, что сдерживает развитие facility-менеджмента в Украине?  

— Сейчас многие компании не доверяют аутсорсу из-за низкого качества предоставляемых услуг. К сожалению, это обусловлено тем, что большинство компаний хотят закрывать эти услуги за минимальный бюджет. Но когда ритейлер заказывает услугу за минимальный бюджет, то и качество этой услуги будет соответствующее. Ведь исполнитель также будет привлекать специалистов на минимальную зарплату, покупать дешевые материалы и т.д. Клиент понимает, что дешевая услуга не может быть качественная. Компании, которые соглашаются работать за минимальный бюджет, обещая высокое качество и в результате предоставляет некачественный продукт, просто разрушают доверие к аутсорсу в принципе. Подобные ошибки делала и наша компания. Мы сделали выводы, сфокусировались на рынке, на продукте и сейчас развиваемся с учетом данных целей более осмысленно.

— Есть ли проблема с персоналом в facility-менеджменте? Насколько сложно найти квалифицированный персонал?  

Проблема с кадрами действительно существует. Но мы понимаем, что на текучесть персонала влияет не только внешние факторы, такие как открытые границы, быстрые темпы роста цен и зарплат, но прежде всего, менеджмент и модель управления компании. В Украине нет профессионалов в области фасилити менеджмента. Видя эту проблему и стремясь формировать и развивать рынок фасилити менеджмента в Украине, мы в компании организовали Академию Фасилити, которая в данный момент готовит специалистов для компании Шен, а в будущем будет обеспечивать обучение специалистов фасилити менеджмента для Украинского рынка.

Если задать вопрос, как компания ШЕН развивает рынок фасилити менеджмента в Украине, то можем смело ответить, что, во-первых мы находим и заводим в Украину инновационные ИТ системы, позволяющей автоматизировать все процессы, связанные с фасилити менеджментом. И во-вторых, мы стремимся с помощью Академии Фасилити менеджмента, сделать рынок фасилити более профессиональным.

[addtoany buttons="facebook,twitter,email"]