Что происходит с ТРЦ после локдауна
2021-02-11
Половину января Торгово-развлекательные центры Украины были закрыты в связи с ужесточением карантинных мер. По подсчетом аналитиков за это время арендодатели потеряли до 2 млрд. грн арендных платежей, а ритейлеры – около 10 млн грн. оборота.
Традиционно для ритейлеров вторая половина января – “мертвый сезон”. Продажи во время новогодних праздников частично перекрыли убытки от вынужденных каникул, поэтому магазины понесли значительно меньшие потери, чем можно было ожидать.
С какими показателями торговая недвижимость вошла в карантин
2020 год существенно изменил отрасль розничной торговли и открыл новые возможности для продаж. Несмотря на вынужденное закрытие оффлайн магазинов, согласно данным государственной статистики оборот розничной торговли достиг 1.21 трлн. грн, что является рекордом с 2013 года. Произошло это во многом благодаря перераспределению затрат в семейных бюджетах. Люди меньше стали тратить на развлечения и поездки, посещения ресторанов, а больше на покупки более дорогих вещей, бытовой техники, строительных материалов.
По итогам 2020 года можно выделить следующие негативные изменения для Торговых Центров:
- Снижение посещаемости ТРЦ на 40%, в сравнении с 2019
- Резкое снижение посещаемости зон развлечений в ТРЦ и снижение общего времени проведенного внутри здания
- Смещение предпочтений в сторону онлайн покупок и развитие интернет маркетплейсов
- Снижение оборота на 10-15% в сравнении с предыдущим годом.
Однако кризис – это всегда возможность для развития. Посетители стали эффективнее:
- Реже посещают торговые центры, однако средний чек увеличивается.
- Меньше эмоциональных покупок – больше дорогих и практичных вещей.
Кроме того, как показывают европейские опросы, ТРЦ вызывают у людей меньше страхов связанных с коронавирусом, чем посещение ресторанов, офисов и массовых мероприятий. А это позитивный момент.
Ситуация после локдауна и прогнозы на 2021
После открытия Торговых Центров арендодатели констатируют увеличение числа покупателей в сравнении с прошлогодними показателями. К примеру открытие долгожданной IKEA в Киеве 1 февраля вызвало бум покупательской активности в Blockbuster mall и вынудило даже создать электронную очередь, чтобы соблюсти все карантинные нормы.
Длительное закрытие ТРЦ в марте-мае 2020 года привело к переходу покупателей в онлайн. Этот сегмент вырос на 25% благодаря людям старшего поколения, а также подросткам, второй карантин усилил эти настроения, поэтому для ТРЦ актуальным становится симбиоз электронной коммерции и оффлайн магазинов. К примеру, заказ онлайн и возможность забрать покупку в точке выдачи в магазине. Получение положительного опыта во время совершения онлайн покупок становится также критически важным.
Арендодатели стали активнее взаимодействовать со своими ключевыми ритейлерами на предмет организации совместных промоакций и сейлов для привлечения новых посетителей.
В целом по прогнозам экспертов, ожидается активация покупательской активности во второй половине 2021 года. Отложенный покупательский спрос, ожидание положительных эмоций и возврат к прежней жизни станут главными драйверами такой тенденции.