facebooktwittertwittertwittertwitter
triangle
triangle
triangle

Эволюция фасилити менеджмента. Опыт развитых стран

Фасилити менеджмент, как отдельная отрасль экономики, прошел значимый путь от предоставления отдельных услуг до комплексного сервиса организации продуктивной и комфортной среды. Процесс развития ФМ в разных странах проходил по-разному, подстраиваясь под культурные и экономические особенности государств. 

Эволюция фасилити менеджмента. Опыт развитых стран

Итак, само понятие Фасилити менеджмента, как комплекса услуг по обслуживанию здания зародилось в США, в 80-х годах прошлого века. Динамичный рынок Америки быстро увидел выгоду в комплексном аутсорсинговом обслуживании и фасилити менеджмент быстро начал распространяться по всей территории страны. Богатые на ресурсы Штаты и учитывая высокий уровень зарплат,  при использовании ФМ в своей работе на первое место выводили организационную эффективность. 

Это стало предпосылкой для появления  в начале 90-х годов интегрированного фасилити менеджмента, который  подразумевает органическое внедрение сервисов по обслуживанию объекта недвижимости в его работу и бизнес процессы компании. Для этих потребностей аутсорсинговые компании стали использовать простые программы автоматизации, обработки заявок, ведения документации и т.д. 

Начало 2000-х ознаменовалось появлением так называемого “Полного фасилити менеджмента” стремясь объединить все возможные услуги в один комплекс, компании стали предлагать своим клиентам и энергоменеджмент, и управление отходами, и арендные отношения, и даже PR, позиционирование и продвижение объекта недвижимости на рынке. 

Начиная с 2010-х тон всему рынку стали задавать крупные IT игроки. Facebook, Google, Microsoft, Apple, платформы Amazon, Ebay столкнулись с необходимостью привлечения лучших специалистов, для которых размер заработной платы не является решающим фактором при выборе работодателя. И тут рабочее пространство и дополнительные возможности в нем – бесплатные обеды, игровые комнаты, креативный офис, террасы, кинотеатры, спортзалы – стали бесспорным преимуществом, а эффективное управление – необходимостью. 

Несколько по-другому развивался ФМ в Европе. В середине 80-х управление эксплуатацией перекочевало из США в Великобританию. Однако практичные британцы главной задачей ставили все же оптимизацию ресурсов. С 90-х годов Фасилити менеджмент распространяется по всей Западной Европе. В каждой стране ФМ приобретал свои особенности, однако Европейские ценности оставались неизменными: минимизация использования ресурсов, забота об окружающей среде, стандартизация, комфорт и безопасность людей. Неудивительно, что самое экологичное и самое умное здание находится именно в Европе, а точнее в Амстердаме. 

В свою очередь Азиатские страны сфокусировались на роботизации и автономной работе. Этому также послужили экономические предпосылки. К примеру в Японии в 2020 году средняя зарплата клинера составляет около 2000 долларов в месяц. Каким бы дорогим робот не был, он достаточно быстро окупится и станет выгодным решением. 

В свою очередь Китайские компании видят слабое звено в человеческом факторе, поэтому стремятся автоматизировать все возможные процессы. Несмотря на огромное население в этой стране уже работают достаточно крупные производства без единого рабочего и процессы обслуживания также автоматизированы.  

Украина пока находится на пути становления фасилити менеджмента. Ряд сдерживающих факторов не позволяет сделать быстрый скачок в развитии. Однако среди позитивных сдвигов можно отметить постепенное принятие отечественными компаниями необходимости комплексного обслуживания объектов для оптимизации ресурсов, снижения себестоимости продукта, повышения стоимости здания, улучшения его качества и продления жизненного цикла.