facebooktwittertwittertwittertwitter
triangle
triangle
triangle

Торговые центры Украины. Итоги уходящего года

В 2020 год торговая недвижимость Украины вошла с грандиозными планами. Однако пандемия, которая повлекла карантинные ограничения и закрытие всех ТРЦ на 2 месяца, внесла значительные коррективы в эти планы. 

Торговые центры Украины. Итоги уходящего года

В начале года большинство сетевых ритейлеров брали курс на расширение. Положительная динамика и запланированное открытие ряда торговых центров только способствовали этому. И даже незначительное снижение продаж объяснялось аномально теплой зимой и отсутствием необходимости в теплых вещах. 

Карантин больно ударил по торговой недвижимости, особенно пострадал сегмент розничной торговли одеждой, обувью и другими товарами не первой необходимости. Арендаторам пришлось в индивидуальном порядке договариваться с арендодателями о каникулах и снижении арендных ставок в зависимости от уровня продаж. В основном, собственники ТРЦ шли на уступки и снижали, а некоторые и вовсе отменили плату за аренду, оставляя только эксплуатационные платежи. 

После выхода из карантина посещаемость торговых залов упала на 10-40%, и на прошлогодний уровень не вышла до сих пор. Снижение покупательской способности, а также пересмотр ценностей привели к уменьшению среднего чека, что также негативно повлияло на весь рынок торговой недвижимости.  

Меньше всего пострадали районные торговые центры, благодаря якорным продуктовым арендаторам уровень посещаемости практически не упал.   

После открытия ТРЦ некоторые ритейлеры показали рекордные продажи благодаря отложенному спросу. Однако очень быстро эти рекорды превратились в постепенное снижение продаж в сравнении с предыдущим годом. Небольшой рост показали сегменты спортивных товаров, электроники и детских продуктов. 

Еще одним неприятным моментом стала низкая заполняемость развлекательных зон, после карантина люди практически перестали ходить в кинотеатры, посещать аттракционы, боулинги и фудкорты. А такие зоны всегда являлись для ТРЦ якорными. 

После выхода из карантина в Украине объем конкурентного предложения вырос на 80.7 тыс кв.м. благодаря вводу в эксплуатацию ТРЦ Retroville, а в Днепре запустили вторую фазу ТРЦ Apollo. На стадии строительства сейчас находится еще около 750 тыс. кв.м. запланированных к открытию в ближайшие два года, однако их открытие, скорее всего, будет переноситься. 

Карантин и необходимость социального дистанциирования поспособствовали значительному развитию омниканальности, переходу к симбиозу оффлайна и онлайна. К примеру, заказ онлайн и быстрая доставка товара в отделения магазина, помощь физического консультанта и оформление заказа в онлайн магазине и т.д. 

Впереди нас ждет еще один трехнедельный карантин, и по оптимистичным прогнозам он не должен оказать значительное негативное влияние на рынок торговой коммерческой недвижимости. Однако большинство ритейлеров все же сдержаны в своих планах и брать курс на расширение в следующем году точно не планируют. 

Не смотря ни на что, искренне желаем всем крепкого здоровья и больших успехов!