Стабилизация рынка торговой недвижимости

2016 год показал незначительный рост основных макроэкономических показателей и способствовал некоторой стабилизации на рынке торговой недвижимости и ритейла, после значительного спада в 2014-2015 годах. Рассмотрим и проанализируем основные данные и показатели этого сегмента.

По данным госкомстата реальный ВВП в ІІІ квартале 2016 года показал рост на 1.8% в сравнении с аналогичным периодом 2015 года, что является положительным сигналом для рынка недвижимости. Кроме того, индекс потребительских цен на товары и услуги за период январь - сентябрь 2016 года составил 114.5% по отношению к аналогичному периоду 2015, индекс реальной заработной платы за январь-сентябрь 109.1%, оборот розничной торговли за 9 месяцев 103.3%, в свою очередь оборот розничной торговли  Киева показал рост 103.9%.

 

На данном этапе наблюдается уменьшение предложения аренды торговых площадей, в связи с низкими объемами строительства новых объектов в предыдущие 2 года, неодноразовым переносом сроков введения в эксплуатацию строящихся торговых центров, а также с некоторой активизацией рынка, развитием основных ритейл игроков и выходом на рынок новых марок.  

 

Новые предложения

 

В период с января по октябрь в Киеве открылось два торговых объекта: первая и вторая очереди ТЦ “Орнамент” и ТРЦ “New Way” с общей площадью аренды - 22 000 кв.м. Кроме того, на 1 декабря анонсировано открытие ТРЦ “Lavina Mall”, и интригу сохраняет ЦУМ. Напомним что дату его открытия в этом году переносили уже несколько раз.  Кроме того, на 2017-2019 года анонсированы открытия следующих Торгово развлекательных центров:

 

ТРЦ Blockbuster mall - 2017 год

ТРЦ Smart Plaza - 2017

ТРЦ Ocean Mall - 2017-2018

ТРЦ Retroville - 2017-2018

ТРЦ Kideal - 2017-2019 год

ТРЦ River Mall - 2018

ТРЦ Hartz - 2019

 

Арендные ставки

 

Исходя из вышеизложенной информации, логичным результатом стало незначительное повышение арендных ставок для торговых помещений. По состоянию на сентябрь стоимость квадратного метра достигла 65-80 долларов в зависимости от размещения в торговых центрах.

Вакантность

 

На сегодняшний день наблюдается незначительное уменьшение объема предложения торговых помещений. Несмотря на открытие 2 торговых центров, в феврале, после 12 лет работы, закрылся ТРЦ “Альта - Центр” ( ТРЦ был выкуплен компанией “Эпицентр К”, для открытия гипермаркета Эпицентр). В сентябре доля вакантных помещений в торговых центрах составила приблизительно 5.5%, при этом в наиболее успешных торговых центрах свободных площадей фактически нет, в менее успешных приблизительно 10%. Стоит отметить, что в период ввода в эксплуатацию новых объектов, возможен некоторый рост вакантных площадей в уже существующих менее успешных торговых центрах.

 

Тенденции ритейла

 

В период с 2014 года, основной тенденцией  для украинских и зарубежных операторов являлась значительная осторожность в расширении своих сетей. Конкуренция присутствовала только в наиболее качественных торговых объектах. Также последние 2 года показали смещение открытия новых торговых точек с торговых улиц в сторону функционирующих торговых центров.

Большим событием на рынке обещает стать открытие ТРЦ “Lavina mall” позиционирующие себя как наибольший торговый центр в Киеве. На данный момент компания анонсировала выход 2 новых  для нашего рынка итальянских сетей Luca Borelli и Cafe Barbera. Всего же за период 2016 года на рынок Украины вышло более 10 новых зарубежных операторов, в основном торговых марок одежды и аксессуаров. Кроме того, в текущем году рынок торговой недвижимости пополнился выходом новых украинских марок и сетей. Знаковым стало открытие магазина “Всі свої”, который собрал под одной крышей на Крещатике десятки украинских брендов одежды, обуви и аксессуаров, а также  появление  таких брендов как Meiher by Meiher,  и сеть детской одежды и аксессуаров Kid`s Republic. Отметим, что в ближайший год свой выход на украинский рынок анонсировали более 10 торговых марок.

В нынешнем году наблюдалась тенденция снижения количества операторов и торговых марок, покидающих украинский рынок, в основном это были российские торговые марки, такие как: Kira Plastinina и Сentro.

 

Риски и перспективы развития рынка

 

На сегодняшний день эксперты отмечают следующие основные риски рынка торговой недвижимости Украины:

  • Продолжающаяся антитеррористическая операция на Донбассе

  • Отсутствие действительных механизмов защиты инвестиций и собственности от рейдерства и незаконного присвоения бизнеса

  • Коррупция

  • Нестабильность национальной валюты

  • Низкая платежеспособность населения.

Среди возможностей для девелоперов и инвесторов стоит отметить следующие пункты:

 
  • Низкая насыщенность сегмента дает обширные возможности для реализации проектов различной площади

  • Более высокие ставки доходности недвижимости по сравнению с развитыми странами привлекают интерес иностранных компаний

Рассмотрев все основные тенденции и возможности, а также проанализировав данные приведенные в статье, можно сделать выводы о постепенной стабилизации рынка торговой недвижимости. И хотя инвесторы в основном занимают выжидательную позицию, все больше девелоперов выражают интерес и готовность строить новые объекты в Украине, что в свою очередь несомненно оживит этот сегмент, предложив новые, интересные решения для развития бизнеса как в крупных так и районных торговых центрах.

Добавить комментарий

Центральный офис
E-mail: info@shen.ua
Тел.: (044) 351 18 88

Департамент Продаж
E-mail: v.byriukov@shen.ua
Тел.: (067)249 79 87

Задайте
вопрос